В настоящее время проблема распространения девиантного и аддиктивного поведения в современном обществе не утрачивает своей актуальности. Социализация современных детей, подростков и молодежи характеризуется неопределенностью, непредсказуемостью и ценностно-ориентационной неустойчивостью.
Основными агентами социализации детей, подростков и молодежи являются уже не семья и государство в лице социальных институтов, а медийно — информационная среда с девиантогенными и аддиктивногенными посылами и стимулами. Таким образом, развлекательно — досуговые и потребительские устремления, дисфункция института брака, культуры, морали, нравственности, подкрепляемые выраженной медийно-информационной средой, при одновременном пренебрежении к труду и образованию формируют базис для данного вида поведения. Эти и другие факторы способствуют потери чувства безопасности у значительной части населения нашей страны. Возникает реальная проблема страха перед действительностью, что порождает стремление «уйти» от реальности. В большей степени этому страху подвержены люди с низкой переносимостью трудностей, низкими адаптивными способностями. В поисках средства «защиты» от напряжения, неумением сказать «нет», эмоциональной и личностной незрелостью, дискомфорта, возможно чувства депрессии, стресса, такие люди часто прибегают к стратегиям девиантного и аддиктивного поведения.
Девиантное поведение (от лат.deviation–«отклонение») – устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространенных и устоявшихся общественных норм
Выделяют три типа (группы) отклоняющегося поведения (т.е. поведения, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам):
— антисоциальное (делинквентное),
— асоциальное (аморальное),
— аутодеструктивное (саморазрушительное).
Антисоциальное (делинквентное) поведение — это поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей. Оно включает любые действия или бездействия, запрещенные законодательством.
В детском возрасте (от 5 до 12 лет) наиболее распространены такие формы, как насилие по отношению к младшим детям или сверстникам, жестокое обращение с животными, воровство, мелкое хулиганство, разрушение имущества, поджоги.
У подростков (от 13 лет) преобладают такие виды делинквентного поведения, как хулиганство, кражи, грабежи, вандализм, физическое насилие, торговля ПАВ и их употребление.
У взрослых людей (старше 18 лет) делинквентное поведение проявляется преимущественно в форме правонарушений, влекущих за собой уголовную или гражданскую ответственность и соответствующее наказание.
Асоциальное поведение — это поведение, уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм, непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений. Оно может проявляться как агрессивное поведение, сексуальные девиации (беспорядочные половые связи, проституция, совращение, вуайеризм, эксгибиционизм и др.), вовлеченность в азартные игры на деньги, бродяжничество, иждивенчество.
Границы асоциального поведения взрослых людей особенно изменчивы, поскольку оно более других поведенческих девиаций находится под влиянием культуры и времени. Согласно исследованиям у детей чаще встречаются побеги из дома, бродяжничество, школьные прогулы, агрессивное поведение, злословие, ложь, воровство, вымогательство (попрошайничество).
В подростковом возрасте наиболее распространены уходы из дома, бродяжничество, школьные прогулы или отказ от обучения, ложь, агрессивное поведение, промискуитет (беспорядочные половые связи), граффити (настенные рисунки и надписи непристойного характера), субкультуральные девиации (сленг, шрамирование, татуировки, тульпа — вымышленный друг).
«Появление тульпы, вымышленного друга, может быть неоднозначным, мы как специалисты должны понимать. Мы знаем, что у детей в определенном возрасте есть предметы-фасилитаторы, которые снимают эмоциональное напряжение. Но может ли подросток прийти с игрушкой? Тульпа может рассматриваться как внутренний предмет-фасилитатор. Друг, с которым можно делиться тем, чем нельзя поделиться с окружающими. Мы должны здесь быть осторожны и дифференцировать: это дань субкультуральной моде? Ребенок так снимает эмоциональное напряжение? Либо это имеет отношение к болезненному проявлению психики? Мы должны детально с детьми разговаривать: “Что происходит? С кем ты взаимодействуешь?” и перестраивать собственные стратегии поведения. Не нужно делать поспешных выводов, не нужно превышать пределов собственной компетенции. Мы понимаем, что у педагогов своя зона компетентности и ответственности, у психологов и медицинских психологов — своя, где они занимаются диагностикой патопсихологических симптомокомплексов и психопатологических проявлений»
Аутодеструктивное (саморазрушительное поведение) — это поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности.
Саморазрушительное поведение в современном мире выступает в следующих основных формах: суицидальное поведение, пищевая зависимость, химическая зависимость (злоупотребление психоактивными веществами), фанатическое поведение (например, вовлеченность в деструктивно-религиозный культ), аутическое поведение, виктимное поведение (поведение жертвы), деятельность с выраженным риском для жизни (экстремальные виды спорта, существенное превышение скорости при езде на автомобиле и др.).
Существует пять видов девиантного поведения:
— патохарактерологический тип представляет поведение, детерминированное патологическими изменениями характера, которые сформировались в процессе воспитания. К ним следует отнести психопатии и выраженные акцентуации характера личности;
— психопатологический тип характеризуется психопатологическими симптомами и синдромами, проявлениями различных психических расстройств и заболеваний;
— аддиктивный тип характеризуется формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций
— тип девиантного поведения, основанный на гиперспособностях, характеризуется проявлениями одаренности, таланта, гениальности в какой-либо из сфер деятельности. Отклонение в сторону одаренности в одной области часто сопровождается девиациями в обыденной жизни;
Аддиктивное поведение(от англ. addiction – «пагубная привычка», «порочная склонность») – одна из форм деструктивного поведения, характеризующаяся формированием стремления к уходу от реальности через искусственное изменение своего психического состояния посредством приема некоторых психоактивных веществ (химические аддикции, зависимости) или чрезмерной фиксации на определенных видах активности (нехимические аддикции, зависимости). Девиантологи, аддиктологи выделяют общие признаки аддиктивного поведения:
1) устойчивое стремление к изменению психофизического состояния (от умиротворения до пиковых эмоционально-аффективных переживаний);
2) снижение контроля над влечением к объекту зависимости;
3) аддикция имеет начало (нередко безобидное), индивидуальное течение, исход;
4) цикличность: внутренняя готовность к аддиктивному поведению – усиление желания и напряжения – ожидание и активный поиск объекта аддикции – получение объекта и достижение специфических переживаний – расслабление – фаза ремиссии (относительного покоя);
5) закономерно вызывает серьезные личностные изменения и социально-психологическую дезадаптацию;
6) наносит ущерб организму аддикта (связано с формой аддикции: от легких психофизиологических нарушений до летального исхода);
7) провоцирует напряженность в межличностных отношениях, ухудшает работоспособность, дестабилизирует социальное окружение.
Выделяют ряд особенностей, свойственных для аддиктов в целом:
– потеря аддиктом контроля над своим организмом, деятельностью, общением («синдром рабства»), но при этом аддикт уверен в полной самоконтролируемости поведения («синдром иллюзии самоконтроля»);
– нарастание вовлеченности в аддикцию;
– потеря ранее значимых систем ценностей и нравственных ориентиров;
– эгоцентризм, лживость, внутренняя хаотичность мотивов и суетливая активность;
– спутанность мышления, навязчивость мыслей об аддикции;
– абстинентные проявления: страдания при невозможности реализовать аддиктивное поведение; непреодолимое, болезненное и ненасыщаемое желание осуществить аддиктивное поведение.
Учитывая все вышеперечисленные аспекты можно прийти к выводу, что девиантное и аддиктивное поведение проще предупредить заранее, нежели потом «лечить». Это значит, что именно приоритетам профилактической работе должно уделяться большое внимание. При проведении профилактических программ нужно создание условий открытого доверительного общения и творческой атмосферы
Основные этапы и направления профилактической работы:
1. Диагностический этап — включает в себя диагностику личностных особенностей, которые оказывают влияние на формирование аддиктивного и девиантного поведения (повышенная тревожность, низкая стрессоустойчивость, неспособность к эмпатии, повышенный эгоцентризм, стратегия избегания при преодолении стрессовых ситуаций, стремление к социальному одобрению, высокие показатели по шкале депрессивности, агрессивность и др.). При выборе диагностических методик важно учитывать их параметры стандартизации, доказательность в соответствии с современными научно обоснованными требованиями к стандартизованным (валидизированным) методикам. Открытый реестр психодиагностических методик, вызывающих доверие профессионального сообщества, с описанием минимально необходимых условий и требований их использования и реализации.
Важным направлением также является сбор информации, анамнеза, о положение в семье, о наличие в семье химически зависимых людей, друзьях, других возможных рефферентных группах.
2. Информационно — просветительский этап – это расширение компетенции в важных областях таких как (технология общения, психо — сексуальное развитие, способы преодолении стрессовых ситуаций, конфликтология). Просветительская работа может выливаться в любые формы работы: родительские собрания, лекции, тематические тренинги, классные часы, раздача информационного материала, видеолектории.
3. Развивающе – коррекционный этап — включает в себя разнообразные виды работ индивидуальная или групповая работа. В случае групповых форм, это, прежде всего тренинги (коммуникативные, развития жизненных навыков, личностного роста, формирования ассертивного поведения, устойчивости к негативному социальному влиянию), дискуссии, круглые столы, мозговые штурмы, кейс-технологии, консультирование, методы когнитивно-поведенческой терапии, игротерапии, сказкотерапии, арт-терапии, телесно-ориентированной терапии, психодрамы и т. д. Значительную роль в комплексе мероприятий, направленных на осуществление профилактики аддиктивного и девиантного поведения, играет психолог, деятельность которого является важной составляющей единого процесса. Психологическая коррекция личности (в аспекте профилактики поведения) направлена на снижение влияния «факторов риска» и усиление «факторов защиты». При конструировании (составление и реализации) профилактических программ учитывать различные особенности социализации современных детей, подростков и молодежи: рост социальной инфантильности детей и молодежи на фоне культивирования эгоистических ценностей; учащение случаев социально-психологической дезадаптации подростков и молодежи, связанной с неудовлетворенностью материальным статусом; распространение конкурирующих, агрессивных форм взаимоотношений в детско-молодежной среде; перераспределение функций основного института первичной социализации от семьи к медийно — информационному пространству; ослабление воспитательного влияния родителей; усугубление противоречия ценностных ориентаций детей и родителей.
Также выделяют три основных направления профилактики девиантного и аддикативного поведения в любой образовательной организации:
Первое направление – создание в образовательной организации поддерживающе-компенсаторной среды. В рамках этого направления реализуются: формирование нравственно-правового пространства в учебном заведении; создание психологически комфортной среды, основанной на доброжелательных взаимоотношениях, доверии, сотрудничестве и положительном эмоциональном фоне; организация пространства, поддерживающего психофизиологическое здоровье; создание «полей выброса энергии» и содействие самореализации учащихся, с учетом их индивидуальных особенностей и т. д.
Второе направление – минимизация негативного влияния факторов социальной среды, направленных на выявление семейного неблагополучия; консультирование родителей в случае затрудненных воспитательных усилий или конфликтных родительско — детских взаимоотношений; психолого-педагогическое сопровождение внутрисемейной профилактики поведения детей и молодежи; налаживание комплексного и регулярного взаимодействия с различными субъектами профилактики (из сферы дополнительного образования, культуры и искусства, правоохранительных органов, физической культуры и спорта, социальной защиты и защиты детства, СМИ и т. д.); поддержку волонтерской активности; выявление и поддержку детей, подростков и молодежи, находящихся в трудных жизненных ситуациях;
Третье направление – формирование, развитие личностных характеристик, предупреждающих развитие данного вида поведения; нацелено на воспитание, формирование качеств личности, повышающих устойчивость к влиянию неблагоприятных факторов социализации (нравственное воспитание, правовое воспитание, эстетическое воспитание; гражданское воспитание; развитие ассертивности, критического мышления, социальной компетентности, жизнестойкости и т. д.), а также на коррекцию дезадаптивных личностных характеристик, провоцирующих поведение.
Неотъемлемой частью работы по профилактике девиантного и аддиктивного поведения является педагогическое и психологическое просвещение родителей (законных представителей) и коллектива образовательной организации. Индивидуальная работа с педагогами и родителями (законными представителями) представлена по большей части беседами, психологическим консультированием, диагностикой (экспертизой) особенностей педагогического воздействия (воспитания и обучения в семье и в образовательной организации) по тематике: «Возрастные и индивидуальные особенности развития; закономерности и условия благоприятного психического развития»; « Причины формирования аддиктивного и девиантного поведения»; «Способы позитивной коммуникации, профилактики конфликтов; стили общения».
В систему профилактики включают обязательно «содержательные модули», представляющие собой информационное наполнение остальных структурных элементов и предполагающие ознакомление с какой-то конкретной информацией: модуль медицинской информации (например, для подростков – информация о влиянии аддиктивного поведения на организм, для родителей и педагогов – информация о влиянии аддиктивного и девиантного поведения на организм, о соматической симптоматике поведения, медицинская информация, статистические данные и т. п.)
Данная статья информирует о понимание, что первичная профилактика аддиктивного и девиантного поведения детей, подростков и молодежи в условиях образовательной организации самая эффективная, если она научно обоснована, комплексная и реализовывается в течение всего периода взросления детей, подростков, молодежи.