Проблема, с которой сталкиваются при изучении подростковой депрессии, состоит в следующем: подходит ли использование критериев, свойственных взрослым, для диагностики подростков. Единственным изменением для диагностики подростков является замена критерия депрессивного состояния на раздражительность и уменьшение длительности проявления симптоматики для диагностики расстройства с дистимией от 2 лет до 1 года.
К факторам риска, связанных с депрессией относят возраст, пол, социоэкономические факторы, поколение, семейные отношения и семейную историю.
Длительное состояние эмоционального дискомфорта и эмоциональной напряжённости ведёт к эмоциональным расстройствам, высокой тревожности, скрытой депрессии.
Но, тем не менее, существуют причины, вызывающие состояние беспомощности, эмоциональной напряжённости, школьной тревожности, приводящие к длительному состоянию уныния, упадка духа, обескураженности, изоляции и одиночеству, первые признаки скрытой депрессии.
Порой причины имеют явно врожденный характер и обусловлены складом характера. Такие подростки вообще избегают компании, тяжело переживают неудачи и неприятности, обвинения вызывают у них депрессивное состояние. Им часто кажется, что они неполноценны и не нужны.
Каковы объективные причины? Перегрузка учебной деятельности, отставание в учёбе, завышенная требовательность, не сложившиеся взаимоотношения со сверстниками. Эти проблемы обостряются при переходе из начальной в среднюю школу, в период подросткового кризиса.
На рубеже начальной и средней школы происходит снижение интереса к учёбе, так называемый мотивационный кризис. К внешним проявлениям относятся отрицательное отношение к школе вообще, нежелание её посещать, выполнять учебные задания на уроках и особенно дома, конфликты с учителями и нарушение правил поведения в школе; к внутренним — эмоция страдания, различные комбинации гнева, отвращения и презрения, враждебность, направленная на себя и вовне, страх, чувство вины и застенчивость.
Есть ли выход из этой ситуации? Их два: либо кризис преодолевается и становится стимулом к самовоспитанию, либо он приводит к блокировке эмоционального развития: отставанию в учёбе, конфликтам с окружающими, установке противодействия и агрессии, тревоге, замкнутости.
Эти проявления неудовлетворённости детей учением имеют различные причины, которые в основном можно свести к трём. Во-первых, неблагополучный статус ребёнка в системе отношений класса; во-вторых, плохие результаты учёбы, их чрезмерная критика и как следствие недовольство собой; в-третьих, невнимание педагогов и родителей к переживаниям детей.
В старшем возрасте чувство неуверенности, напряжённости, тревоги, депрессии, являющиеся следствиями психологической незащищённости, приводит к отчуждению. Отчуждение не проходит для ребенка бесследно. Оно деформирует личность, ведёт к деструктивным формам поведения, асоциальному поведению или неспособности впоследствии строить полноценные отношения с окружающими людьми, то есть вызывает психические и социальные отклонения в личности. Результатом переживания подростками одиночества и отчужденности становятся глубокие эмоционально-негативные проявления, осознание своей «никчёмности», «ненужности». И если эти проявления постоянны, подросток может стать изгоем, эгоистом, отшельником или чужаком.
Проблема комфортности подростка в школе достаточно серьёзная. И чтобы решить её, недостаточно только «воспитательной работы» учителей, школьных психологов. Родители тоже должны «подставить своё крыло». И тогда общими усилиями можно будет решить проблему эмоциональной безопасности учащихся.
Помните, что:
• каждое следующее поколение взрослеет раньше и стремление к независимой жизни у них тоже появляется раньше!
• подростку нужны деньги: пригласить девочку в кино, купить новую кассету, сходить на дискотеку. Но если он или она будет зарабатывать эти деньги честным трудом, а не просто получать их от родителей, то и отношение будет совсем другое. Так, опрос, проведённый среди 100 ведущих менеджеров Америки, показал, что 70% из них с 14 лет работали летом в кафе Макдональдс. Они утверждали, что это их научило дисциплине и порядку;
• без преодоления трудностей подростку нельзя вырасти полноценной личностью.
Сильным источником детской депрессивности может быть и школа. Дети более тревожны и склонны к депрессии, когда:
— боятся учителей, администрации;
— общаются с учителем, чье мнение для них важно или имеет значение, например, при выставлении годовых оценок;
— их успехи оценивает комиссия;
— их поведение разбирается в классе, на собраниях;
— они находятся в новых или незнакомых ситуациях и не знают, как правильно себя вести;
— готовятся к чему-то новому, необычному, например, к поступлению в школу, переходу в новый класс.
Подросток может быть сильнее, сообразительнее и даже умнее своих родителей или может превосходить их в других отношениях, например, прекрасно разбираться в технике или быть специалистом по компьютерам (каждое следующее поколение развивается всё быстрее). Но эмоционально он — всё ещё ребенок. У него по-прежнему сильна потребность, чтобы родители любили его и принимали таким, какой он есть. До тех пор, пока подросток не почувствует бесценную поддержку безусловной любви и принятия его как личности со стороны родителей, он не станет таким хорошим, как только может, и не будет стараться изо всех сил вести себя как следует. А без этого он не сможет достигнуть своего наивысшего потенциала как личность.
Большинство родителей испытывают глубокое чувство любви к своим подросткам и предполагают, что способны передать эту любовь своим детям. Но на самом деле они заблуждаются. Чаще всего родители просто не умеют передать и выразить свою искреннюю любовь к подросткам, потому что не знают, как это сделать. Каковы принципы удовлетворения эмоциональных потребностей подростков? Это контакт «глаза в глаза», физический контакт, пристальное внимание, активное слушание. И только потом уже — дисциплина. Но чтобы научиться этим простым правилам общения с детьми, нужно потратить массу сил, энергии и времени.
Многие проблемы, связанные с подростковым возрастом, можно решить, если снять напряжение и скорректировать отношения родителей и детей, учителей и детей