Вопрос о роли семьи в формировании личности ребенка издавна является предметом изучения многих поколений ученых, начиная с древности.
Семья – это микрообщество, в которое человек попадает при рождении. При этом человек не может выбрать, в какой семье ему родиться. А каким он придет в общество, или, как мы говорим, в «социум», как раз и определяет семья. Ведь именно в семье формируются основные нормы морали, поведения в обществе, т.е. происходит процесс социализации человека.
С воспитания в семье начинается процесс усвоения ребенком общественных норм и нравственных ценностей, национальных и религиозных традиций. Велики воспитательные силы здоровой семьи, и напротив, распад или глубокие перемены в семье влекут за собой чрезвычайные беды для души ребенка, разрушая самые основы ее.
Воспитательный потенциал семьи в широком смысле можно рассматривать как комплекс условий и средств, определяющих возможности реализации семьей ее воспитательной функции. Он объединяет материальные и бытовые условия жизнедеятельности, численность и структуру семьи, степень развития семейного коллектива, характер внутрисемейных отношений, жизненный опыт, образовательный уровень, ценностные ориентации, профессиональные качества родителей и др.
Современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации, что порождает возникновение сложных проблем. К ним относятся: девальвация смысла семейной жизни, ее ориентации на воспитание детей; отсутствие познавательных потребностей (например, в знаниях, умениях по воспитанию детей и т. д.) у отдельных членов семьи или в целом у семьи – системы наличие в семье негативной нравственно- психологической атмосферы; неудовлетворительное материальное положение семьи и др.
Успешность воспитания во многом зависит от того, сколько времени родители уделяют детям и как организован семейный досуг. Многие родители сетуют на недостаток времени, которое они уделяют воспитанию детей. Этот факт можно объяснить в первую очередь высокой трудовой занятостью родителей, обусловленной необходимостью решать стоящие перед семьей (особенно неполной) острые материальные проблемы.
Исследование показало, что родители всех возрастов практически независимо от их образования признают необходимость воспитания в детях ответственности и трудолюбия, высоким моральным качествам, выделив как приоритетное воспитание порядочности. Именно эти качества в глазах родителей являются абсолютной ценностью. Значительная доля родителей полагает, что необходимо обучать детей умению строить взаимоотношения с другими людьми, а также на важность передачи детям от родителей тех знаний, умений и навыков, которыми владеют сами. Другие считают, что воспитание заключается, прежде всего, в том, чтобы уберечь ребенка от различных неприятностей. Возможно, это объясняется трудностями, с которыми сталкиваются родители в воспитании детей подросткового возраста.
Основная проблема, возникающая у подростков, — это проблема взаимоотношений с родителями. В юношеском возрасте ребенок избавляется от детской зависимости и переходит к отношениям, которые основаны на взаимном доверии, уважении и относительном, но неуклонно растущем равенстве. В большинстве семей процесс происходит болезненно и воспринимается как вызывающее поведение.
Подростковый возраст – время проверки всех членов семьи на социальную, личностную и семейную зрелость. В связи с этим даже в благополучных семьях возникает определенная сложность общения с детьми старшего школьного возраста. Причем сложность увеличивается еще и потому, что родители часто не понимают, что с выросшими детьми общение должно строиться по — другому, нежели с маленькими. Не всегда родители различают, что нужно запрещать, а что следует разрешать. Все это может создать весьма непростую ситуацию.
При воспитании характера необходимо учитывать, что для ребенка очень важно накопление положительного опыта, так как опыт удачи является важным формирующим элементом личности ребенка. И в этом направлении принадлежит едва ли не самая важная роль, так как именно здесь ребенок впервые получает возможность проявлять себя и находить наиболее соответствующие ему формы духовного развития.