Кризис подросткового возраста существенно отличается от кризисов предшествующих возрастов. Этот кризис является самым острым и самым длительным. По существу, весь подростковый возраст является затяжным переходным периодом от детства к зрелости.
Подросток вступает в свой период предподростковым кризисом (11-12 лет). Его начало обусловлено, согласно Выготскому, перестройкой всей системы интересов, которая приводит к падению школьной успеваемости, внешним конфликтам со взрослыми. На эти годы (11-12) приходится негативная фаза подростничества, которая связана с отмиранием и свертыванием прежних интересов. Выготский также обращает внимание на сходство негативной фазы подростков с негативизмом 3-х летних детей. Эта фаза также отмечается особенностями: а) крайняя вариативность симптомов; б) ситуационная зависимость симптомов (например, негативизм проявляемый в семье, а в школе – нет, и наоборот); в) неоднородность и сложность поведения.
Согласно Божович этот кризис вызван депривацией потребности в самопроявлении, что обусловлено запретами, накладываемыми подростком на самого себя. Это, таким образом, внутренние конфликты.
Исследования Эльконина и Драгуновой показали, что формируемое «чувство взрослости» может привести к кризису развития, т.к. если ребенок сталкивается с отношением к нему как к маленькому, то возникает конфликт.
Кризис 15-16 лет. Особое внимание здесь отводится формированию идентичности. До подросткового возраста «Я» фрагментарно, или ситуационно зависимо. В подростковом возрасте встает задача развития – формирование целостной идентичности, т.е. самоопределения (Эриксон), тождественности. Человек, сформировавший идентичность, оказывается самотождественным, он остается самим собой независимо от ситуации действования, но он одновременно и адекватен ситуации, не терял при этом своего лица.
Формирование идентичности (кризис идентичности) требует иногда переосмысления своих связей с окружающими. Особенно важна реструктуризация отношений с родителями («пересадка корней»), поскольку взрослеющий человек не может далее довольствоваться ролью опекаемого и управляемого.
Отрочество характеризуется заметными изменениями в представлениях о самом себе. Во многом психологи связывают это со становлением «Я»-идентичности,начало исследованию которой положили работа Э. Эриксона «Идентичность: юность и кризис» и работа К. Леви-Строса «Идентичность».
В отрочестве как бы восстанавливаются все детские идентификации, включаясь в новую структуру идентичности, позволяющую решать взрослые задачи. «Я»-идентичность обеспечивает целостность поведения, поддерживает внутреннее единство личности, обеспечивает связь внешних и внутренних событий и позволяет солидаризироваться с социальными идеалами и групповыми стремлениями. Дж. Марсиа определяет подростковую идентичность как внутреннюю структуру влечений, привычек, верований и предыдущих идентификаций.