Вопросы, связанные с профилактикой ИППП и ВИЧ-инфекции, являются одними из ключевых в решении проблемы связанной с ними крайне неблагополучной эпидемиологической обстановки.
Эффективность этой работы во многом зависит от социальных условий, культурного уровня населения, его образованности, религиозных обычаев, экономического развития страны и многих других факторов. Начинать эту работу необходимо с раннего детского возраста, с полового воспитания детей дошкольного и школьного возраста. К сожалению, до настоящего времени существуют весьма противоречивые взгляды на эти вопросы, нет единых программ для эффективного осуществления мер в различных возрастных группах населения, сроков их проведения, выработки поведенческих и психологических критериев, направленных на профилактику заражения ИППП и ВИЧ.
Достаточно важным является вопрос о сексуальном образовании в школах. Профилактика ИППП должна начинаться с прямой информации относительно различия полов и механизмов заражения. Нет никаких доказательств того, что сексуальное воспитание школьников приводит к раннему началу половой жизни.Недостаточна подготовка учителей.
Большее значение в распространении ИППП имеют такие факторы, как бедность, низкий уровень образования, отсутствие нормального жилья, незащищенность в социальном мире, отсутствие доступа к соответствующему медицинскому обслуживанию.
Взрослые и подростки часто имеют неточную информацию относительно риска заражения венерическими инфекциями, а также недооценивают распространенность этих заболеваний.
Консультирование в области ИППП и репродуктивного здоровья — это конфиденциальное двустороннее общение между пациентом и врачом, целью которого является помощь больному в определении его чувств, ощущений и принятии решений, связанных с его репродуктивным здоровьем.